Карта сайта      Написать нам      In English      Українською      По-русски    
СЭЗ "Рени". Официальный сайт
Специальная экономическая зона «Рени»
Официальный сайт
  .: Справка :.
Город Рени относится к числу древнейших поселений на побережье Дуная. Найденные на его территории археологические памятники относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Двигаясь в Западном направлении, люди образовали вначале поселения у озера Ялпуг, потом достигли Прута, основав недалеко от его впадения в Дунай нынешний город Рени... >>
  .: География .:
Город Рени расположен в юго-западной части Одесской области на расстоянии 320 км от областного центра г. Одессы, является админи-стративным центром района. Если взглянуть на карту, то можно отметить, что г. Рени расположен на стыке трех государств... >>
  .: Жизнь города :.
Новости городской жизни и не только от еженедельника "Час пик". >>
  .: Реклама :.

Краткая историческая справка

Город Рени относится к числу древнейших поселений на побережье Дуная. Найденные на его территории археологические памятники относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Двигаясь в Западном направлении, люди образовали вначале поселения у озера Ялпуг, потом достигли Прута, основав недалеко от его впадения в Дунай нынешний город Рени. Это исследовал и описал в своих работах сотрудник института Археологии Академии Наук Украины, уроженец г. Рени Леонид Васильевич Субботин, который впоследствии работал в Одесском госуниверситете, возглавлял Дунайско-Днестровскую археологическую экспедицию, а в настоящее время является сотрудником Одесского археологического музея.
Город пережил период древнегреческой колонизации. Во втором веке до нашей эры сюда пришли римляне. В нижнем течении Дуная они сооружали крепости, служившие плацдармом для расширения своих границ.
После распада Римской империи, город вошел в состав Византии. Как утверждал римский географ Касторий, в начале IV века на берегу Дуная поселились восточные славяне. Это же утверждает и русский летописец Нестор, автор знаменитой "Повести временных лет".
В X-XII веках Рени входил в состав Киевской Руси, а затем Галицко-Волынского княжества. Ему довелось пережить и татаро-монгольское иго. В 1621 году город был завоеван турками, которые дали ему название Тамарово. Кстати, название Рени как Тамарово помнят и поныне жители гагаузских и молдавских сел Ренийского района.
Историки считают, что нынешнее название города происходит от романского слова arena (арена), которое впоследствии генуэзско-венецианские купцы преобразовали в Рени. Оно обозначает песчаное место, удобное для стоянки судов, то есть - порт, гавань.
Рени пришлось пережить набеги крымских татар. Через него прошли войска под командованием русского фельдмаршала Румянцева, разгромившие в три раза превосходившую турецкую армию. В этой армии сражался будущий великий полководец Михаил Кутузов, впоследствии одержавший победу над Наполеоном. Не исключено, что он ходил по улицам древнего города. Возможно, что его жители могли видеть и полководца Василия Суворова, вошедшего в историю за взятие крепости Измаил, расположенной в 70-ти километрах от Рени, а также за ряд выдающихся побед над янычарами.
Освобождение придунайских земель от турков способствовало переселению на них русских и украинцев. Население придунавья значительно возросло за счет казаков, которые хлынули сюда после ликвидации в начале XIX века Запорожской Сечи. И поныне в Рени живут потомки легендарного казацкого рода.
Выгодное геополитическое расположение, прежде всего удобная пристань и порт дали городу прекрасные возможности для экономического развития. Этому способствовала и Русско-турецкая война 1877-1878 гг., положившая конец турецкому гнету. Особое значение имело строительство в 1877 году железнодорожной ветки Бендеры - Галац, протяженностью 285 километров. Характерно, что построили ее за рекордно короткий срок - два месяца. В проектировании и строительстве этой ветки принимал участие инженер-путеец, а впоследствии известный русский писатель Гарин-Михайловский. Это событие в его жизни отражено в романе "Инженеры". На здании железнодорожного вокзала в честь писателя установлена мемориальная доска. Вторая мемориальная доска на этом же здании установлена в честь знаменитого украинского писателя Михаила Коцюбинского, который жил и работал в г. Рени. Его имя носит школа © 1.
Страницы истории города Рени украшены жизнью и пребыванием в нем различных знаменитых личностей. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. здесь побывал писатель Иван Котляревский, во время первой мировой войны - молодой Валентин Катаев, посвятивший впоследствии городу свой "Юношеский роман".
В ноябре 1915 года резиденцию флигель-адъютанта его императорского величества, капитана первого ранга М.М. Веселкина посетил последний из династии Романовых - царь Николай II.
Рени - это родина двоюродных братьев Аристида Доватура и Александра Дейча, преподавателей Санкт-Петербургского университета, докторов наук: первый филологических, второй - физико-математических. В центре города расположено здание, в котором они родились и выросли. Сейчас здесь размещается отдел образования, а на здании установлена мемориальная плита. В честь А. Доватура его ученики супруги Черных назвали открытую ими планету именем родного города ученного - "Рени © 1792".
В Рени жил и работал хирург Михаил Романов, участник событий, отраженных в знаменитом советском кинофильме "Чрезвычайное происшествие". Он пользовался большой любовью и признанием ренийцев, и ему было присвоено звание "Почетный гражданин г. Рени".
С древних времен о Рени знали далеко за его пределами. И это благодаря тому, что удобная пристань постепенно превратилась в морской торговый порт. В изданном в 1899 году Аккерманским земством "Статистическом описании Бессарабии" говорится: "Ренийский порт находится в таком месте, что всякое судно, идущее по Дунаю из Черного моря, не может миновать сей части Дуная".
В 1883 году в Рени было образовано акционерное общество "Торговый дом князь Юрий Гарин и Ко". Это общество положило начало регулярному плаванию судов по Дунаю и, по сути, создание общества стало рождением Ренийского морского торгового порта. С 1900 года после углубления Килийского гирла Дуная в порт стали заходить морские суда. Это открыло огромные перспективы для города, в котором порт всегда являлся самым главным предприятием. В 1903 году было создано Государственное Русско-Дунайское пароходство, давшее предприятию большой экономический толчок.
Но настоящее развитие порт получил в послевоенное время. На причалах предприятия практически не было никакой техники. Погрузка судов шла с помощью тачек, которые грузчики толкали впереди себя. В первые послевоенные годы на причалах порта стало расти число кранов, грейферов. В конце 50-х - начале 60-х годов на территории порта была построена вторая железнодорожная колея, расширены причалы, а весь порт был поделен на районы.
Мощность предприятия росла год от года, оно превратилось в крупнейший транспортный узел, обслуживающий не только СССР, но и страны Совета Экономической помощи.
Рени - это порт, так считают не только сами ренийцы, но и те, кто знаком с городом, его главным предприятием. В 1937 году в бюллетене Румынского королевского географического общества говорилось о том, что Рени с точки зрения благоустройства немногим превосходит деревню. Численность населения здесь составляла 12761 человек. Благодаря порту свое развитие получила городская социальная инфраструктура. Жилые дома вначале двухэтажные "хрущевки", а со временем пятиэтажки улучшенной планировки, типовые детсады, клуб и др. украсили улицы города. Население увеличилось более чем в два раза. Если в 1945 году порт перерабатывал 223 тысяч грузов, то в 1984 году грузооборот составил 13 млн. тонн. Докеры обрабатывали более 8 тысяч судов, 100 тысяч вагонов и по объему грузоперевалки Ренийский порт вышел на шестое место среди морских портов системы Министерства Морского флота бывшего Союза ССР.
Кроме транспортного узла, в городе действовал целый ряд филиалов, хлебозавод, пищекомбинат, несколько строительных организаций. Учитывая тот факт, что город окружают водоемы (кроме Дуная, озера Ялпуг и Кугурлуй) был создан рыбоколхоз имени Чапаева, который прославился не только добычей, но и переработкой рыбы. Его продукция завоевала признание покупателей. Действовали два сельскохозяйственных предприятия.
В городе имеется две больницы - районная и портовиков. Причем, вторая, построенная югославскими строителями, предоставляет пациентам прекрасные условия и обслуживание на высоком уровне. Дети обучаются в шести школах, развивают свои таланты в центре детского творчества и школе искусств. 1 сентября 1998 года здесь открылся филиал Днепропетровской академии управления бизнеса и права.
С 1944 года издается районная газета "Ренийский вестник" (старое название "Придунайская искра"), а с декабря 2000 года начал выходить городской еженедельник "Час пик". Работает Ренийское муниципальное телевидение.
В последние годы город и его главное предприятие вместе со всей страной переживают экономический кризис. С распадом Совета экономической взаимопомощи, развалом Союза порт и железная дорога потеряли основную часть своих традиционных грузов, грузообороты здесь сократились почти в 10 раз. В то же время стало развиваться предпринимательство, в соответствии с утвержденной городским советом программой осуществлена приватизация объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Рени - это форпост Украины на Дунае, его ворота. Он расположен на границе трех государств - Украины, Молдовы, и Румынии, поэтому он просто обречен на экономическое процветание. Городской совет прилагает большие усилия к тому, чтобы сполна использовать возможности для развития. В марте 2000 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О специальной экономической зоне "Рени". Его реализация способствует привлечению инвестиций для возрождения старых и создания новых предприятий на территории СЭЗ, развитию социальной инфраструктуры города. А это имеет большое значение, поскольку в соответствии с договоренностью между тремя сопредельными государствами этот город на Дунае будет входить в состав Международной экономической зоны "Рени-Джурджулешты-Галац".
Кроме того, в Рени создается социополис - экономический полигон Украины, на котором будут отрабатываться европейские модели местного самоуправления, а также программа трансграничного сотрудничества с последующим внедрением в масштабах всей страны. И нет сомнения в том, что звезда Рени засияет все ярче и ярче.

.: Реклама :.  
.: СЭЗ :.  
Инвестиционный проект ДП "Рени-Меридиан" "Переработка сои", который предусматривает строительство завода по переработке соевых бобов. Суточный объем переработки - 1000 тонн сои в сутки. Завод будет производить около 268 тыс. тонн соевого шрота, 17 тыс. тонн соевой шелухи и 63 тыс. тонн рафинированного соевого масла в год... >>
.: МСЭЗ :.  
Для ускорения процесса создания международной специальной экономической зоны "Рени - Джурджулешты - Галац" с украинской стороны необходимо провести следующие мероприятия... >>
.: Социополис :.  
В рамках реализации идей социополиса в г. Рени можно отработать следующие новейшие высокотехнологические решения: В области финансов и налогов (смарт-карты, "электронные деньги")... >>

© 2002 Владимир Губарь